Меню
X
Жилищное обеспечение

Жилищное обеспечение

с 1 января 2013 года порядок обеспечения жильем сотрудников и военнослужащих ОНБ был разделен на две модели.

Это модель обеспечения жильем сотрудников, предусматривающая жилищные выплаты и соответственно модель обеспечения жильем военнослужащих, предусматривающая денежную компенсацию за наем жилья.

Модель обеспечения жильем сотрудников регламентирована положениями Закона РК «О жилищных отношениях» (далее - Закон) и Правилами о жилищных выплатах, утвержденными постановлением Правительства РК от 28 декабря 2012 года № 1727.

Данная модель предусматривает жилищные выплаты сотрудникам, в виде денежных средств посредством открытия накопительных счетов в банках второго уровня для приобретения либо аренды соответствующего жилья. Указанные выплаты осуществляются взамен предоставления жилья нуждающимся в нем сотрудникам за счет средств государственного бюджета. Размер жилищных выплат определяется путем умножения размера стоимости аренды одного квадратного метра жилья в соответствующем регионе Республики Казахстан на площадь жилища. Площадь жилища определяется из расчета восемнадцать квадратных метров полезной площади на каждого члена семьи.

Жилищные выплаты состоят из текущих и единовременных жилищных выплат.

текущие жилищные выплаты это выплаты, осуществляемые на ежемесячной основе сотрудникам, признанными нуждающимися в жилье;

единовременные жилищные выплаты это выплаты единовременного характера, осуществляемые в случаях, предусмотренных пунктами 5, 6 и 7 статьи 101-1 Закона.

В частности, сотрудники, нуждающиеся в жилье, но не обеспеченные им в срок до 1 января 2013 года и имеющие на указанный срок стаж службы 10 и более лет обладают правом получить единовременные жилищные выплаты за весь период службы со дня признания их нуждающимися в жилье.

В свою очередь, сотрудники, имеющие на 1 января 2013 года стаж службы менее 10 лет, вправе получить единовременные жилищные выплаты при увольнении со службы, за весь период службы со дня признания их нуждающимися в жилье, за минусом разницы, выплаченной на дату увольнения со службы.

Сотрудники могут использовать имеющиеся на личном специальном счете средства, то есть текущие и единовременные жилищные выплаты на основе соответствующих договоров, зарегистрированных в установленном законодательством порядке, в целях (статья 101-4 Закона):

1) приобретения в собственность жилого помещения или жилых помещений с использованием ипотечного кредита (займа);

2) использования средств для оплаты аренды жилья или оплаты аренды жилья с последующим выкупом;

3) использования средств для погашения ранее полученного ипотечного кредита (займа);

4) использования средств для уплаты взносов при участии в долевом строительстве жилья;

5) использования средств для уплаты взносов при участии в кооперативе собственников жилья;

6) использования средств для пополнения накоплений в виде жилищных строительных сбережений;

7) использования средств для улучшения жилищных условий.

Кроме того, сотрудники, являющиеся получателями жилищных выплат, вправе (статья 101-5 Закона):

1) ежегодно требовать в специальном государственном органе, в котором проходят службу, сведения о средствах, перечисленных на его личный специальный счет;

2) накапливать на личном специальном счете суммы неиспользованных жилищных выплат;

3) использовать жилищные выплаты по их назначению в любом регионе Казахстана независимо от того, где проходят службу;

4) с согласия специального государственного органа и банка, где был открыт личный специальный счет, переводить неиспользованные суммы жилищных выплат из одного банка второго уровня в другой.

В целях получения жилищных выплат к членам семьи сотрудников относятся три категории, а именно (статья 101-9 Закона):

1) супруга или супруг;

2) несовершеннолетние дети;

3) дети старше восемнадцати лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста восемнадцати лет.

В свою очередь, получатель жилищных выплат обязан (статья 101-6 Закона):

1) при изменении состава семьи уведомить об этом специальный государственный орган, в котором проходит службу, в срок не более 10 дней со дня регистрации актов гражданского состояния и получения соответствующего свидетельства в органах юстиции;

2) при утрате статуса нуждающегося в жилье, а также исполнении обязательств по договору, заключенному в целях, предусмотренных подпунктами 1), 3), 4), 5) и 7) статьей 101-4 настоящего Закона, а также для оплаты аренды жилья с последующим выкупом, уведомить об этом специальный государственный орган, в котором проходит службу, в срок не более десяти дней со дня утраты статуса нуждающегося в жилье и исполнения данных обязательств;

3) направить их на цели, предусмотренные статьей 101-4 настоящего Закона в соответствии с договором, заключаемым между специальным государственным органом, сотрудником специального государственного органа и банком второго уровня, в котором открыт личный специальный счет сотрудника специального государственного органа.

Для рассмотрения назначения жилищных выплат и признания нуждающимся в жилье сотрудник представляет в жилищную комиссию учреждения по месту прохождения службы рапорт и подтверждающие к нему документы, указанные в пункте 21 Правил.

Кадровое подразделение учреждения рассматривает в течение десяти рабочих дней со дня регистрации письменного обращения (рапорта) сотрудника и подготавливает материалы на очередное заседание жилищной комиссии учреждения, которое проводится не реже одного раза в квартал, при необходимости один раз в месяц.

Жилищная комиссия учреждения выносит решение о признании сотрудника нуждающимся в жилье, назначении ему жилищных выплат или отсутствии основания для признания нуждающимся в жилье, которое оформляется протоколом заседания жилищной комиссии учреждения.

В случаях несоответствия сотрудника требованиям статей 69 и 70 Закона РК «О жилищных отношениях», наличия оснований, установленных статьей 72 указанного Закона, и (или) непредставления им необходимых документов, определенных пунктом 21 Правил, жилищной комиссией выносится решение об отказе в признании сотрудника нуждающимся в жилье и ему возвращаются поданные им документы.

То есть основными критериями для признания сотрудника получателем  жилищных выплат являются отсутствие на праве собственности жилья по месту службы либо истечение пяти лет с момента отчуждения жилья, а также отсутствие жилья из государственного жилищного фонда, за исключением жилья, которое соответствует нормам положенности.

На основании положительного решения жилищной комиссии, кадровым подразделением учреждения составляется список получателей жилищных выплат, в свою очередь финансовое подразделение учреждения подготавливает расчет сумм получателей жилищных выплат.

Список и расчет сумм получателей жилищных выплат утверждается приказом первого руководителя учреждения.

После издания приказа, кадровым подразделением учреждения готовятся по каждому сотруднику справки для предоставления в банк и приобщения личное дело, финансовым подразделением учреждения производятся соответствующие выплаты.

Перерасчет размера текущих жилищных выплат производится при:

1) изменении состава семьи;

2) перемене места службы в связи с переездом из одного региона в другой;

3) возврате сотрудником имеющегося (предоставленного) жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, площадь которого не соответствовала норме полезной площади, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 101-4 Закона.

Перерасчет размера текущих выплат осуществляется по приказу первого руководителя учреждения, издаваемому на основании решения жилищной комиссии и письменного обращения (рапорта) сотрудника.

В случае, когда сотрудник для дальнейшего прохождения службы убывает в другой регион, размер текущих жилищных выплат сохраняется по прежнему региону, где проходил службу, если соответствующий договор заключался с ним в целях, предусмотренных подпунктами 1), 3), 4) и 5) статьи 101-4 Закона, а также для оплаты аренды жилья с последующим выкупом.

Жилищные выплаты прекращаются в следующие сроки согласно приказу первого руководителя учреждения:

1) со дня исключения из списков личного состава;

2) со дня утраты сотрудниками специальных государственных органов статуса нуждающихся в жилье, за исключением случаев, когда обязательство по договору, заключенному в целях, предусмотренных подпунктами 1), 3), 4), 5) или 7) статьи 101-4 Закона, а также для оплаты аренды жилья с последующим выкупом, ими не исполнено;

3) со дня исключения из списков личного состава сотрудника в связи с гибелью или смертью, признанием в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

По вопросу обеспечения жильем военнослужащих ОНБ.

Военнослужащие ОНБ, а именно военнослужащие Пограничной службы, органов военной контрразведки и военной полиции с 1 января 2013 года  обеспечиваются жильем в соответствии с Законом РК «О воинской службе и статусе военнослужащих» и Правилами обеспечения жильем военнослужащих, утвержденными постановлением Правительства РК от 28 августа 2012 года             № 1091.

Согласно указанным Правилам военнослужащие разделены на две категории:

1 категория это военнослужащие, имеющие стаж воинской службы на 1 января 2013 года 10 и более лет. Данная категория военнослужащих имеет право получить служебное жилье и их приватизировать в соответствии с законодательством РК.

В частности, военнослужащие, состоявшие на воинской службе пятнадцать лет и более в календарном исчислении на 1 января 2013 года, имеют право получить служебное жилье и приватизировать его безвозмездно после двадцати лет воинской службы в календарном исчислении.

Вместе с тем, военнослужащие, состоявшие на воинской службе менее пятнадцать лет в календарном исчислении на 1 января 2013 года, имеют право получить служебное жилье и приватизировать его по остаточной стоимости вне зависимости от срока службы.

2 категория  военнослужащих, это те военнослужащие, которые имеют стаж воинской службы на 1 января 2013 года менее 10 лет.

Данная категория военнослужащих имеет право получить на период прохождения воинской службы служебное жилье, но без права на его приватизацию либо до обеспечения служебным жильем целевую компенсацию за наем (аренду) жилья.

Целевая компенсация за наем (аренду) жилища – это денежные средства, выплачиваемые военнослужащему, состоящему на учете нуждающихся в жилище, до обеспечения служебным жилищем.

Предельный размер компенсации определяется путем умножения количества членов семьи военнослужащего на нормы положенной жилой площади (18 квадратных метров) и средней стоимости найма (аренды) одного квадратного метра благоустроенного жилья, в соответствии с законодательством Республики Казахстан (определяется согласно данным уполномоченного органа в области государственной статистики), в населенном пункте по месту найма (аренды) жилья военнослужащего.

В целях  получения денежной компенсации к членам семьи военнослужащих будут относиться:

постоянно совместно проживающие с военнослужащим - супруг (супруга, совместные или одного из супругов несовершеннолетние дети (усыновленные, находящиеся на иждивении или под опекой), дети (усыновленные, находящиеся на иждивении или под опекой) и дети супруга (супруги), обучающиеся в организациях образования по очной форме обучения в возрасте до двадцати трех лет, дети-инвалиды (усыновленные, находящиеся на иждивении или под опекой) и дети-инвалиды супруга (супруги), ставшие инвалидами до восемнадцати лет, родители, находящиеся на иждивении военнослужащего.

Необходимо отметить, что указанная категория военнослужащих при увольнении получают выходное пособие: в размере  двадцатимесячного денежного содержания – это те военнослужащие, которые имеют стаж воинской службы в календарном исчислении от 20 до 30 лет;  тридцатимесячного денежного содержания  - это военнослужащие, которые имеют стаж воинской службы в календарном исчислении свыше 30 лет.

Касательно порядка приватизации жилья из государственного жилищного фонда.

Необходимо отметить, что данный порядок регламентирован статьями 13, 101 и 109 Закона и Правилами приватизации жилья из государственного жилищного фонда, утвержденными постановлением Правительства РК от 05 июля 2013 года № 673.

Согласно пункту 4 статьи 101 Закона военнослужащие, сотрудники специальных государственных органов, которым жилище, приравненное к служебному, было предоставлено на период прохождения службы в данном населенном пункте, вправе приватизировать его (за исключением жилых помещений, расположенных в военных городках, пограничных заставах и иных закрытых объектах) после десятилетнего стажа воинской службы, службы в специальных государственных органах, а при увольнении по выслуге лет, болезни или по сокращению штатов – независимо от срока службы.

В случаях невозможности приватизации такого жилища вследствие его расположения в закрытых и обособленных военных городках, пограничных заставах право приватизации компенсируется стоимостью соответствующего жилища для приобретения (строительства) в другой местности.

Военнослужащие, сотрудники специальных государственных органов, имеющие выслугу двадцать и более лет в календарном исчислении, имеют право приватизировать жилое помещение безвозмездно.

Кроме того, согласно пункту 9 статьи 13 Закона граждане Республики Казахстан вправе приватизировать на территории Республики Казахстан только одно жилище из государственного жилищного фонда.

Из указанного следует, что в случае приватизации сотрудниками КНБ квартиры, полученной из государственного жилищного фонда, право на приватизацию жилья считается реализованным. Повторно такое право законодательство Республики Казахстан не предоставляет.

Также следует отметить, что 11 января т.г. в Закон РК «О жилищных отношений» были внесены ряд поправок, где из перечня оснований для отказа, исключена приватизация жилья через купонный механизм.

В то же время, введены дополнительные ограничения касательно разрешения приватизации, а именно обязательное отсутствие жилья на праве собственности по территории РК, в т.ч. по ипотечному кредитованию, а также его отчуждения в течение последних пяти лет. При этом наличие доли менее пятидесяти процентов в жилье не учитывается.

Наряду с этим, следует отметить, что в ходе внедрения указанных моделей были выявлены отдельные правовые коллизии. 

Ряд вопросов, в части касающегося,  зачета 10 месячного срока службы в специальных государственных органах  для возникновения права на получение единовременных жилищных выплат, а также подсчета единовременных жилищных выплат с даты подачи первоначального рапорта в системе специальных государственных органов были решены путем внесения соответствующих изменений и дополнений в жилищное законодательство.

Вместе с тем, имеются вопросы, которые также необходимо урегулировать путем внесения поправок в Закон РК «О жилищных отношениях» и подзаконные акты. В частности, по признанию нуждающимися в жилье сотрудников, которые приобрели по месту службы жилье посредством ипотечного кредитования до 2013 года; сотрудников, заключивших первые контракты после 01.01.2013г. в звании сержантов; сотрудников, которые произвели отчуждение жилья в последние пять лет и т.д. Кроме того, имеются вопросы по применению модели обеспечения жильем военнослужащих.

В настоящее время, руководством КНБ принимаются дополнительные меры по совершенствованию действующей правовой системы в области жилищного обеспечения.     

Основные нормативные правовые акты:

- Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях» от 16 апреля 1997 года № 94;

- Закон Республики Казахстан «О специальных государственных органах» от 13 февраля 2012 года № 552-IV;

- Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил приватизации жилищ из государственного жилищного фонда» от 2 июля 2013 года № 673;

- Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил формирования и предоставления специальными государственными органами Республики Казахстан служебных жилищ» от 14 декабря 2012 года № 1602;

- Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил обеспечения жильем военнослужащих» от 28 августа 2012 года №1091;

- Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил компенсации права безвозмездной приватизации служебного жилища, которые не подлежит приватизации, в том числе вследствие его расположения в закрытых и обособленных военных городках, пограничных заставах и в комендатурах» от 28 августа 2012 года №1092;

Согласно п.4 постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил обеспечения жильем военнослужащих» от 28 августа 2012 года №1091, рапорт о постановке на учет подается военнослужащими на имя председателя жилищной комиссии и регистрируется в структурном подразделении, в котором он проходит службу.

К рапорту прилагаются:

1) справка о составе семьи;

2) справка с места службы;

3) справка об отсутствии (наличии) жилища на праве собственности в данном населенном пункте у военнослужащего и членов его семьи, полученная не позднее, чем за 10 календарных дней до дня подачи рапорта (справка предоставляется военнослужащим ежегодно);

4) послужной список;

5) справка о сдаче служебного жилья по прежнему месту службы;

6) нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих личность военнослужащего и членов его семьи, свидетельств о рождении детей, заключении (расторжении) брака, при наличии у военнослужащего членов семьи (не позднее, чем за 10 дней до дня подачи рапорта);

7) справка государственного учреждения здравоохранения о наличии в семье членов, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемым Правительством Республики Казахстан;

8) справка с организации образования на членов семьи, обучающихся по очной форме в возрасте до двадцати трех лет;

9) справка об инвалидности с государственного учреждения социальной защиты населения, при наличии ребенка-инвалида в семье до достижения им возраста восемнадцати лет по группе инвалидности;

10) справка об опеке и попечительстве несовершеннолетнего с уполномоченного органа в области защиты прав детей;

11) решение суда о признании лиц членами семьи военнослужащего.

Согласно п.11 постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил формирования и предоставления специальными государственными органами Республики Казахстан служебных жилищ» от 14 декабря 2012 года №1602, для постановки на учет сотрудники и работники представляют рапорт на имя председателя жилищной комиссии государственного учреждения СГО о постановке на учет.

К рапорту прилагаются:

1) справку с кадрового подразделения СГО со сведениями о составе семьи, личных данных и членах их семей, стаже службы (работы), а также фактическом адресе проживания;

2) справку адресного бюро;

3) справку территориального органа юстиции (об отсутствии у заявителя и постоянно проживающих с ним членов семьи жилища, принадлежащего им на праве собственности в данном регионе);

4) справку местного исполнительного органа (об отсутствии у заявителя и постоянно проживающих с ним членов семьи в постоянном пользовании в данном регионе жилища из коммунального жилищного фонда).

При необходимости заявитель дополнительно представляет справки государственной медицинской организации с данными о наличии:

-членов семьи, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утвержденном Правительством Республики Казахстан, предоставляющих право на дополнительную жилую комнату;

-в семье женщины, имеющей беременность свыше двадцати двух недель.

Согласно п.14 постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил приватизации жилищ из государственного жилищного фонда» от 2 июля 2013 года № 673, сотрудник (военнослужащий, пенсионер) направляет рапорт (заявление) на имя Председателя КНБ.

К рапорту (заявление) прилагаются:

1) заявление на приватизацию занимаемого жилища, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя;

2) копии удостоверений личности либо паспортов заявителя и членов его семьи;

3) копии свидетельства о заключении (расторжении) брака, смерти членов семьи, рождении детей (по мере необходимости);

4) копии договора найма (аренды) либо ордера на жилище;

5) справки территориального органа юстиции (о наличии или отсутствии у заявителя и постоянно проживающих с ним членов семьи жилища, принадлежащего им на праве собственности по Республике Казахстан);

6) справку адресного бюро или акима сельского округа, подтверждающую проживание в соответствующем населенном пункте;

7) в случаях признания других лиц членами семьи заявителя, последним представляется решение суда о признании их членами семьи заявителя;

8) граждане, относящиеся к социально уязвимым слоям населения, дополнительно представляют документ, подтверждающий принадлежность заявителя (семьи) к социально уязвимым слоям населения;

9) граждане, относящиеся к категории государственных служащих, работников бюджетных организаций, военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, судей и лиц, занимающих государственные выборные должности, дополнительно представляют справку с места работы (службы) либо копию документа, подтверждающего трудовую деятельность работника. Кандидаты в космонавты, космонавты представляют документ, подтверждающий их статус, который присваивается Правительством Республики Казахстан;

10) 10) документ, подтверждающий отсутствие задолженности по договору найма жилища;

11) 11) в случае приватизации в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил – документ, подтверждающий принадлежность к категории граждан, имеющих право на безвозмездное получение в собственность жилища из государственного жилищного фонда.

 

Контактные телефоны сотрудников:

Керимкулова О.А. – 76-16-25;

Шанина Г.Х. – 76-16-45.

Дата публикации: 05.05.2017